Постоянная смена времен года — это одновременно и смена дорожных условий. Именно по этой причине придуманы зимние и летние шины, которые существенно отличаются по своим характеристикам.
Но даже при таком очевидном разделении до сих пор возникают разные вопросы. Например, есть водители, которые считают, что летом можно вполне ездить на зимних шинах. Не имея много свободного времени, они просто отказываются от плановой замены, а кто-то делает это ради экономии — ведь один комплект шин стоит намного дешевле, чем два.
Аргумент у таких людей простой: европейская резина изначально рассчитана на мягкую зиму. А это означает, что нашим летом она вполне справится со своими задачами и не особенно испортится. Давайте разбираться в том, насколько это соответствует действительности.
В правилах ПДД есть четкие условия, которые касаются использования шин зимой. В период 1.12—1.03 (то есть с начала декабря и до конца февраля) машина должна быть оснащена зимней резиной. Использовать летние шины не допускается — за это предусмотрены штрафы. Объясняется такое ограничение просто: летние шины не обладают достаточной устойчивостью на оледенелом, заснеженном покрытии. Их использование просто опасно в зимних условиях.
А вот обратного правила нет. Нигде не указано, что с весны и до осени на машину обязательно нужно ставить летние шины. Если высота рисунка протектора составляет не менее 4 миллиметров, ездить можно на любой резине. То есть теоретически можно хоть весь год использовать только зимнюю. Но правила ПДД — не единственное, что определяет выбор в такой ситуации.
Производители не зря выпускают два варианта шин. Состав резины для разных периодов отличается, как и рисунок протектора. Зимой актуальны рисунки, которые улучшают управляемость авто на заснеженной дороге — обычно это узор “елочка”. Летом нужны большие ламели, оснащенные продольными выемками. Это важно для быстрого и качественного отведения влаги, что актуально в период дождей.
Не менее важен и уже упомянутый состав. Летние шины более жесткие, плотные. Если они попадают в холод, то становятся “дубовыми”, еще более жесткими. В холодное время года это недопустимо. По этой причине для зимних покрышек используют эластичные материалы, что позволяет лучше управлять транспортным средством даже на обледенелой поверхности.
То есть очевидно, что для летних и зимних шин используются разные технологии — они учитывают разные температуры, а также разное состояние дорожного покрытия. Мнение о том, что зимняя резина вполне справится с летними условиями, ошибочное.
Вот только несколько аргументов в пользу того, чтобы не использовать зимние шины летом:
На горячем асфальте сцепление с дорогой станет менее качественным. В результате на высокой скорости машина будет “ходить” туда-сюда, в разные стороны.
Уровень управляемости из-за мягких шин понизится. Особенно это почувствуют водители с небольшим опытом.
Даже при небольшом уровне воды на дороге усилится аквапланирование. Это связано с крупным рисунком протектора. Из-за него вода, которая оказывается под колесами, отводится не очень качественно. Вождение в таких условиях становится более опасным.
Зимние шины за лето изнашиваются гораздо быстрее, чем за зиму. То есть высоки шансы, что на следующую зиму уже придется покупать новый комплект. Так что экономия выходит сомнительной.
Если хочется максимально экономить и одновременно не рисковать безопасностью, как раз и рекомендуется использовать шины строго по сезону. Это тот случай, когда производители и специалисты не предлагают ничего лишнего. Деление резины на зимнюю и летнюю имеет стопроцентную аргументацию — и пренебрегать этим не стоит.