Сажевый фильтр – составной блок системы выпуска, который присутствует на автомобилях с дизельным двигателем. Дизельный сажевый двигатель (DPF – закрытого типа без возможности самоочистки FAP – с встроенной системой регенерации) принимает выхлопные газы, снижает количество отработанных частиц в атмосферу. Благодаря элементу эффективность очистки газов составляет до 99%.
Главный элемент фильтра – матрица из кремня. Данная деталь представляет собой пластину с ячейками особого строения, которые выполняют две функции: захват частиц и самоочистка.
Также внутри фильтра вмонтированы датчики температуры газа на входе и выходе, контроллер давления. Они контролируют состояние сажевого фильтра – при забитости ячеек на панель датчики выведут нестабильное состояние элемента. Важно вовремя обратить внимание на показатели и своевременно провести замену сажевого фильтра. В противном случае увеличивается нагрузка на двигатель, автомобиль тяжело набирает ход, что в итоге может закончиться серьезными проблемами и вылиться в дорогостоящий ремонт, цена которого в разы выше.
В сажевом фильтре встроена возможность самоочистки. Она состоит в том, что в ходе работы двигателя при загрязнении ячеек система подает больше топлива. Температура поднимается, сажа при этом сжигается. Но система регенерации нередко дает сбои – чаще всего это связано с невозможностью поднять градус в режиме городской езды. В этом случае итогом становится критическое засорение сажевого фильтра. На процесс засорения часто оказывает влияние низкокачественное топливо.
значительно увеличивается расход топлива – регенерация пытается запуститься, подавая больше топлива в двигатель;
начинает повышаться уровень масла в двигателе – излишки топлива нередко попадают в масло для двигателя;
снижается тяговая мощность – снижение пропускной способности выхлопной системы вызывает перебои в работе двигателя, электроника автомобиля ограничивает оборот двигателя;
холостой ход двигателя сопровождается нестабильностью, работа мотора ухудшается;
при работе двигателя слышны посторонние шумы, шипение;
выхлоп выходит толчками, сопровождается большим количеством дыма;
приборная панель выдает ошибки.
Если вовремя не обратить внимание на состояние сажевого фильтра, система регенерации будет продолжать пытаться запуститься. Этот процесс сопровождается увеличением подачи топлива в двигатель. С ухудшением ситуации сгорание сажи совершить будет практически невозможно, что приводит к попаданию части топлива в выхлопную систему. Нередко топливо перетекает в емкость с маслом для двигателя, снижая его технические характеристики. Как уже было отмечено, результат такого халатного отношения к сажевому фильтру весьма плачевный – двигатель выходит из строя.
низкое качество топлива – наличие посторонних примесей негативно воздействует на чувствительные элементы системы;
экстремальное вождение, езда по бездорожью – все это повышает ударные нагрузки, что вызывает механические деформации деталей;
несоблюдение правил и условий эксплуатации автомобиля;
несоблюдение сроков прохождения технического обслуживания;
поломка датчиков контроля температуры, давления;
проблема в работе клапана отработанных газов;
выход из строя контроллера уровня загрязненности.
Определить неисправный сажевый фильтр самостоятельно невозможно – для этого требуется специализированное оборудование и высокая квалификация в области ремонтных работ. Собственными силами можно произвести визуальный осмотр для определения наличия механических повреждений.
Диагностика состояния и управление сажевым фильтром производится с помощью программного обеспечения через бортовую электронику. Внутри самого сажевого фильтра также могут устанавливаться контроллеры химического состава отработанного газа для определения степени засоренности.
Способов решить проблему загрязненного фильтра несколько.
Если степень загрязненности фильтра менее 60%, то можно принудительно запустить систему регенерации, которая самостоятельно проведет очистку. Чтобы система работала дольше, рекомендуется периодически использовать очистители – специализированные средства, содержащие химические присадки. Они заливаются в топливный бак, а попадая в сажевый фильтр, удаляют остатки осадков.
Указанный метод подходит, если загрязнения не очень высокие. Но если фильтр засорен более чем на 60%, очистить его можно только вручную. Для этого элемент снимается с автомобиля с соблюдением техники безопасности. Действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить составляющие фильтра.
Фильтр замачивается в химическом средстве на срок от 15 минут и более, затем продувается под давлением и устанавливается на место. После чистки фильтр необходимо перенастроить – это делается через программное обеспечение.
Промывка сажевого фильтра требует аккуратности и осторожности. В сажевый фильтр не должна попасть вода, иначе в двигателе возникнут поломки. Поэтому чистку сажевого фильтра рекомендуется проводить в СТО.
Если сажевый фильтр забит критически и не подлежит восстановлению, его можно заменить. Но этот вариант считается самым невыгодным. Оригинальные запчасти обойдутся дорого. Такие детали произведены из драгоценных металлов повышенной прочности, что гарантирует долгий срок службы фильтра.
Можно выбрать аналог – он дешевле, но и качество значительно ниже. В составе такого элемента не будет особо прочных материалов, поэтому и срок службы такого фильтра минимальный.
Этот способ считается оптимальным. Он включает физический съем фильтра с корпуса автомобиля и удаление данных о нем из бортового программного обеспечения. После удаления сажевого фильтра машина идет лучше, двигатель работает стабильно, а владелец лишается всех проблем, связанных с выпуском отработанных газов.
снятие сажевого фильтра с автомобиля;
корпус фильтра разрезают болгаркой, чтобы изъять целиком или по кускам, в зависимости от степени повреждений;
пустой корпус заваривают;
пустая банка и катализатор возвращаются на место в автомобиль;
последний этап – программное отключение.
Об этом немного подробнее. В системе выпуска установлен ряд датчиков, которые контролируют систему. Изъятие фильтра приведет к изменению показателей, что вызовет ступор системы. Она может запустить аварийный режим или продолжить запускать систему регенерации.
Последствия этого достаточно страшные. Излишек топлива скапливается в пустой банке, подвергаясь воздействию высоких температур. Часто топлива попадает в масло, а учитывая непрекращающийся процесс регенерации, его уровень будет только расти. В итоге масло станет по составу идентично топливу – при запуске двигателя это завершается взрывом.
Услуга удаления сажевого фильтра из системы – задача сложная, поскольку требует обработки всех данных, в том числе ошибок системы. Если этого не сделать или сделать некачественно, возникают ситуации, когда все показатели автомобиля в норме, но сам он двигаться не хочет. Поэтому лучше по вопросам удаления фильтра сразу же обращаться в автосервис к грамотным специалистам.
СТО Energy Centre в Минске предлагает услуги очищения, замены и удаления сажевого фильтра. Наши мастера имеют большой опыт работы и знания по восстановлению автомобилей. После удаления или замены фильтра Ваш автомобиль будет работать еще эффективнее в течение длительного срока.
Специалист сервиса проведет все необходимые работы, выявит причины, которые привели к износу и даст рекомендации относительно того, как продлить ресурс комплектующих автомобиля.
В целом, замена ремня генератора и ролика – процесс простой, но требующий аккуратности и внимательность.
Работа будет проведена быстро, с гарантией качества, а масляный фильтр, используемый в СТО, прослужит установленный срок, не создавая помех владельцу автомобиля.
В целом, замена салонного фильтра – процедура несложная. Главная задача – предварительно изучить, где именно в автомобиле прячется этот элемент, уточнить по руководству как его извлекать и найти подходящий фильтр.
Мы оценим состояние автомобиля, поменяем фильтр на подходящий именно Вашей марке автомобиля и подскажем, как продлить ресурс комплектующих и защитить автомобиль от преждевременного износа.