Замена тормозной жидкости — это процедура, с которой приходится сталкиваться каждому автовладельцу. В этой статье мы разберемся, как часто это нужно делать и почему нельзя пренебрегать рекомендациями экспертов.
Тормозная жидкость (ТЖ), как понятно из ее названия, заполняет гидравлическую тормозную систему машины. Она необходима для правильной эксплуатации механизма. Как и другие технические жидкости для ТС, она имеет свои особенности. Например, ТЖ не должна замерзать или быстро закипать, иначе это отразится на возможностях тормозной системы.
Если не вдаваться в подробности, то описание работы тормозной жидкости выглядит довольно просто. После того как водитель жмет на педаль тормоза, приводится в действие основной тормозной цилиндр. Далее под давлением ТЖ запускаются исполнительные механизмы тормозов. Выходящие из суппортов поршни давят на колодки, а они прижимаются к дискам либо к барабанам. Возникающее в процессе трение замедляет, а затем останавливает машину. Если водитель отпускает педаль, давление в системе спадает и процесс торможения замедляется.
Прежде чем разбираться в том, как часто и зачем менять тормозную жидкость, давайте посмотрим на все ее функции. Это снимет большинство вопросов.
Все дополнительные функции тормозной жидкости логически следуют из основной. Если техника может правильно тормозить в штатной и нештатной ситуациях, то она становится более управляемой, безопасной и комфортной для вождения. А без этих условий пользоваться ни одним транспортным средством нельзя.
Первоначально составы для тормозных систем делались из смеси касторки и бутилового спирта. Но сложность была в том, что они довольно быстро начинали загустевать при нулевой температуре. Свойства жидкости ухудшались, поэтому менять ее полностью приходилось минимум один раз в год.
Со временем эта сложность была преодолена — на рынке появились более совершенные решения. А чтобы можно было выбирать продукт под особенности конкретной окружающей среды, было разработано несколько формул на основе стандарта DOT. В рамках этого стандарта учитываются степень вязкости, а также температура закипания.
Наиболее распространены такие типы тормозной жидкости:
В этой классификации мы частично коснулись составов, которые сильно влияют на свойства тормозных жидкостей. Дальше стоит рассмотреть эту характеристику подробнее.
В зависимости от того, что находится в основе продукта, выделяют масляно-спиртовые, гликолевые и силиконовые варианты.
Мы уже упомянули эти жидкости в самом начале — именно с них и началась история ТЖ. Бутиловый спирт и касторовое масло, которые использовались для приготовления таких продуктов, вызывали немало проблем. В современных машинах это решение уже не используется, но оно может понадобиться тем, кто пользуется раритетными авто со старыми тормозными системами. Для них масляно-спиртовые жидкости безопасны. Но в плане использования все равно есть ограничения. Такие составы не любят нагревания, быстро закипают, а также приобретают повышенную вязкость на морозе. Поскольку сейчас этими жидкостями почти не пользуются, продаются они в ограниченном количестве магазинов и для небольшого числа покупателей.
Тормозные жидкости на основе полиэфиров борной кислоты, а также полиэтиленгликолей называются гликолевыми. Важно учитывать, что они довольно агрессивные и ядовитые — легко разъедают краску, могут уничтожить уплотнители, которые не предназначены для использования с такими жидкостями.
Закипают они при температуре более 250 градусов по Цельсию, но эта характеристика сохраняется не в течение всего срока службы. Со временем она ухудшается. Также гликолевые ТЖ могут впитывать влагу, из-за чего они постепенно разбавляются водой. Результат такого процесса — закипание уже на отметке в 150 градусов и даже ниже. Такое понижение верхней температурной планки происходит буквально за два-три года.
Важно! Не допускайте попадания гликолевой ТЖ на кожу, слизистые или в глаза. Если это произошло, тщательно и долго промывайте место поражения проточной водой (не менее 15 минут). По необходимости обратитесь за помощью к врачу.
В основе силиконовых жидкостей лежат кремнийорганические соединения. Это наиболее качественные составы с самой высокой температурой кипения. А еще они не впитывают влагу и не меняют свои характеристики при сильном морозе. Но поскольку такие ТЖ плохо смазывают компоненты тормозной системы, они не подходят для автомобилей с ABS — то есть их возможности с учетом особенностей современного рынка довольно ограничены.
Ответить на этот вопрос можно только с учетом усредненных показателей. Более точная информация будет зависеть от того, о каком типе тормозной системы идет речь, как эксплуатируется автомобиль, какой класс ТЖ применяется, а также от состава жидкости.
В среднем замена тормозной жидкости, если система не прогревается выше 150 градусов, требуется один раз на 40 тыс. километров пробега. У премиальных и спортивных автомобилей этот интервал снижается в два раза — то есть тормозная жидкость полностью обновляется один раз на 20 тыс. километров пробега. Еще более точную информацию можно получить в техническом паспорте ТС.
Также нужно уточнить, что менять тормозную жидкость лучше полностью. Куда эффективнее производить полную замену, поскольку у разбавленного состава все равно не будет необходимых свойств. Смешивание ТЖ допустимо только в том случае, если сами производители продуктов это разрешают. Но часто этого делать нельзя, так что нужно внимательно смотреть инструкцию.
Если перечисленные ниже признаки не обнаруживаются, то автовладельцу необходимо опираться на рекомендации производителя авто. Но часто случается так, что время еще не вышло, а уже есть моменты, которые говорят о недостаточном качестве ТЖ. К ним относят следующее:
Также необходима замена ТЖ, если проводится ремонт тормозной системы — например, заменяются суппорты, шланги либо другие ее составляющие.
Первое, на чем скажется несвоевременная замена ТЖ, — это качество работы тормозов. Чем больше автовладелец будет игнорировать проблему, тем выше риски того, что некачественные тормоза могут привести к ДТП. Но изначально пострадает сама система, которая в будущем потребует сложного и дорогостоящего ремонта. Это также является нежелательным результатом — независимо от того, приведет ли он к более серьезным последствиям.
Иными словами, своевременная замена тормозной жидкости, — это обязательное условие, которого следует придерживаться всем автовладельцам. В противном случае негативные последствия неизбежны.